Лабораторное оборудование должно быть специально и тонко настроено, от этого зависит точность результатов работы. Вольфганг Паули (1900—1958 гг.) — блестящий теоретик физики, лауреат Нобелевской премии за 1945-й год, «прославился» среди коллег своей удивительной неудачливостью: как только ему доводилось за какой-нибудь надобностью заглянуть в лабораторию, там обязательно что-нибудь ломалось. Разрушения после визитов Паули стали настолько привычным делом, что коллеги придумали «эффект Паули», и репутация физика-разрушителя быстро распространилась по всему научному сообществу.
Особенно удивительно то, что оборудование ломалось и сбивалось даже тогда, когда Паули и близко к нему не подходил. Известен случай, когда высокоточные приборы в лаборатории Джеймса Франка в Гёттингене внезапно без каких-либо причин перестали работать. Франк ради шутки написал письмо Паули в Цюрих, в котором описал произошедшее. В ответном письме Паули писал, что ездил проведать Нильса Бора и во время загадочного происшествия возвращался обратно поездом, который в тот день как раз совершал остановку в Гёттингене.
В другом случае над Паули решили подшутить: при помощи реле соединили входную дверь в помещении, где физик должен был читать лекцию, с настенными часами таким образом, чтобы когда Паули открыл дверь, часы остановились. Но этого не произошло: когда учёный вошёл, неожиданно отказало реле.
Конечно, эффект Паули в наше время можно отнести к научному фольклору, но всё же имейте ввиду: если вы «не дружите» с техникой, и у вас постоянно всё ломается, возможно, пора принести миру пользу и заняться теоретической физикой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий