Очередной конфликт вокруг реформы образования разгорелся в январе
после появления в книжных магазинах Москвы и ряда других российских
городов новой программы по литературе, которая составлена Российской
академией образования (РАО).
Методичка,
собранная, по словам авторов, с учетом новых образовательных стандартов
(Львова С. И., Ланин Б. А. и др. Русский язык и литература. Примерные
программы среднего (полного) общего образования. М., 2013), перечисляет в
алфавитном порядке классиков и современников, которых школьники должны
будут проходить на уроках литературы.
К этой тоненькой книжке невозможно не отнестись со всей серьезностью:
именно РАО проводит рецензирование всех школьных учебников, которые
затем становятся обязательными для школ. Перечисленные в методичке
произведения являются, как сказано в тексте, «ориентиром для составления
рабочих программ по учебному предмету и определяет инвариантную
(обязательную) часть содержания образования».
ФГОС и программа
Стоит отметить, что сам федеральный образовательный стандарт по
русскому языку и литературе впервые в истории старшей школы не
подразумевает того, что называется «программа», то есть списка
обязательных к прочтению книг.
ФГОС оперирует содержательными понятиями («чувство», «патриотизм»,
«воспитание гуманизма»), а Министерство образования, которое никак не
объясняет подобные нововведения, оказалось недоступным для комментариев,
как и сама РАО.
О новом стандарте известно вообще не слишком много. «В соответствии с
законодательством РФ в области образования новый стандарт в старшей
школе во всех образовательных учреждениях начнет вводиться с 2020 года.
Вместе с тем по желанию или по мере готовности общеобразовательные
учреждения могут начать работать по новым стандартам в старшей школе в
апробационном режиме, если в них созданы все необходимые условия –
кадровые, материально-технические, организационные,
финансово-экономические и другие, с 2013 года», – цитирует заявление
ведомства РИА «Новости».
Важными нововведениями стандарта являются сокращение часов на
преподавание (в 10–11-х классах – с 210 до 140), а также сливание
русского языка и литературы в один предмет, который так и называется
«Русский язык и литература». При этом обязательным является ЕГЭ только
по языку, что очевидным образом ставит литературу в подчиненное
положение.
Зато вырос список авторов, которых придется изучать школьникам, и именно вокруг этого списка и разгораются основные баталии.
Без Лескова
В перечне базовых авторов больше нет Александра Куприна, Николая
Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского «Тихого Дона» теперь можно
знать лишь «избранные главы» (не объясняется какие). Из программы
исчезают «Медный всадник» Александра Пушкина, «Петербургские повести»
Николая Гоголя, чеховские рассказы «Студент», «Человек в футляре», «Дама
с собачкой», а также «Одесские рассказы» Исаака Бабеля. Все эти тексты
стали достоянием углубленного изучения литературы.
Послевоенная советская литература в свою очередь теряет прозу Георгия Владимова, Виктора Астафьева и Сергея Довлатова, драматургию Александра Вампилова, а также поэзию Беллы Ахмадуллиной, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.
Послевоенная советская литература в свою очередь теряет прозу Георгия Владимова, Виктора Астафьева и Сергея Довлатова, драматургию Александра Вампилова, а также поэзию Беллы Ахмадуллиной, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.
Ради кого происходит это расчищение? Ради введенных в школьную
программу в качестве обязательных романов «Generation П» Виктора
Пелевина и «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой. Также школьники
познакомятся с творчеством фантаста Сергея Лукьяненко, поэта Асара
Эппеля (чье включение в список вообще никем и никак не объяснено),
прозаиков Владимира Маканина, Юрия Домбровского, Анатолия Рыбакова,
Фазиля Искандера (все они перенесены из программы углубленного изучения)
и Юрия Рытхэу.
Газете ВЗГЛЯД не удалось получить никаких комментариев ни от
Министерства образования, ни от РАО, но, реконструируя логику
предложенного списка, можно догадаться, что реформа школьного
образования в части литературы ориентирована на ее «осовременивание».
Один из чиновников ведомства, просивший не называть его имени, в частной
беседе отметил, что «никто уже классиков не понимает, все это от
современного школьника далеко, пусть будет Лукьяненко, хоть что-то
прочтут».
Учителя против
Не согласны с таким подходом школьные учителя, которым не до конца
понятны методика формирования списка и включенные в него произведения.
Валерия Лазарева, кандидат педагогических наук, методист, учитель
литературы одной из школ новосибирского города Кольцово, в комментарии
газете ВЗГЛЯД отметила, что проблема школьной литературы не только в
исключении Лескова.
«Я работаю в старших классах, – рассказала Лазарева. – ЕГЭ есть, а стандартов нет, творится абсолютная неразбериха».
Не очень понятны учителю и мотивы включения в список некоторых текстов.
«Список составлен по алфавиту, Пелевин и Пушкин стоят там рядом.
Стандарт апробируют на пилотных школах, и я бы меньше всего хотела под
эту апробацию попасть. 10-й класс – он самый насыщенный, там
Достоевский, там Толстой, а количество часов сокращают. В 11-м классе –
«Казус Кукоцкого» Улицкой, он меня добил: там об абортах, зачем это
нужно?»
Лазарева объяснила, как, по ее мнению, можно включать современных
писателей в курс русской литературы: «Из Виктора Пелевина – чтобы
познакомиться с его произведениями – в контексте антиутопий XX века
можно включать «Затворника и Шестипалого», это, по крайней мере,
логично».
«А убрать Лескова и включить Эппеля – если в этом и есть логика, то она преступная», – подвела итог Лазарева.
«А убрать Лескова и включить Эппеля – если в этом и есть логика, то она преступная», – подвела итог Лазарева.
Отметим, что точка зрения Лазаревой была поддержана всеми учителями
литературы, с которыми удалось побеседовать газете ВЗГЛЯД. Ни одного
сочувственного отклика найти так и не удалось.
Методологические сложности
Проблемой, впрочем, является не только примерный перечень обязательной литературы, но и сам принцип его формирования.
Алексей Федоров, кандидат филологических наук, заведующий редакцией
литературы издательства «Русское слово», учитель литературы гимназии №
1516, в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил, что недоумение вызывает тот
факт, что список обязательной литературы исчез из стандарта.
«Для литературы список дидактических единиц особенно важен, он и есть
– главное, а все остальное – технология. В этом году впервые литература
осталась без содержания, а ведомство устранилось от проблемы наполнения
образования», – пояснил Федоров.
Он также рассказал о сложностях, с которыми столкнутся учителя: «В
отличие от стандарта, опубликованная примерная программа документом не
является, она предлагает некий образец – это теоретически, формально.
Однако никаких других ориентиров для составителей авторских программ,
которые ложатся в основу учебников, просто нет. Представленная программа
оказалась настолько вопиющей, что показала, в чем была опасность новых
ФГОСов. Нет широкой экспертизы и обсуждения. Примерная программа сделана
авторским коллективом и выдана с претензией на то, что этот список и
есть обязательные для всех произведения».
«Будем надеяться, что появится менее экстремальный вариант, – заявил
Федоров, – однако то, что именно этот вариант появился первым, говорит о
грустных тенденциях».
Дохнуть со скуки
В свою очередь главный редактор сайта «Русский обозреватель» Егор
Холмогоров полагает, что тенденции и впрямь не слишком обнадеживают.
Во-первых, пояснил Холмогоров, «обращает на себя внимание
продолжающаяся ползучая дерусификация школьной программы»: «Под
сокращение попали именно те авторы, которые наиболее полно представляют
русское национальное сознание: Лесков, Алексей Толстой, Василий Белов,
Николай Рубцов. Замена их на некого Эппеля, о чьем существовании я узнал
только сегодня (и ни капли этого не стыжусь), – это столь очевидная
пощечина общественному вкусу, что никаких объяснений этому, кроме
циничной насмешки, я не вижу».
Во-вторых, по словам эксперта, налицо тенденция не к «осовремениванию» литературы, а к ее «оскучнению»: «На нововключенных текстах, по большей части не только непристойных, но и занудных чуть более чем полностью, не вырастишь не только гражданина, патриота и порядочного человека, но даже циника и негодяя-постмодерниста. Мы получим разве что резкое сокращение популяции мух – на уроках литературы они будут дохнуть со скуки от Улицкой. А значит, будет недокорм воробьев, а значит, увеличение популяции саранчи. И придется включать в программу уже Пушкина: «Саранча летела, летела и села, сидела-сидела, все съела и вновь улетела».
И, наконец, в-третьих, Холмогоров отметил общую тенденцию в составлении разнообразных списков последнего времени. Напомним, что в январе школьникам уже предложили сто российских и советских киношедевров, а также сто произведений русской литературы для самостоятельного изучения.
Во-вторых, по словам эксперта, налицо тенденция не к «осовремениванию» литературы, а к ее «оскучнению»: «На нововключенных текстах, по большей части не только непристойных, но и занудных чуть более чем полностью, не вырастишь не только гражданина, патриота и порядочного человека, но даже циника и негодяя-постмодерниста. Мы получим разве что резкое сокращение популяции мух – на уроках литературы они будут дохнуть со скуки от Улицкой. А значит, будет недокорм воробьев, а значит, увеличение популяции саранчи. И придется включать в программу уже Пушкина: «Саранча летела, летела и села, сидела-сидела, все съела и вновь улетела».
И, наконец, в-третьих, Холмогоров отметил общую тенденцию в составлении разнообразных списков последнего времени. Напомним, что в январе школьникам уже предложили сто российских и советских киношедевров, а также сто произведений русской литературы для самостоятельного изучения.
«Эти списки нужны педагогам для формирования их сознания и отношения к
предмету, а также для диагностики ими соцзаказа власти. И вот тут
диагноз очень нехороший, – заявил эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД. –
Все списки последнего времени пишут какие-то секты. Список фильмов –
шестидесятники, список ста книг – секта евразийцев, мечтающая убедить
детей, что Россия – это Орда (туда попали, например, последний раз
издававшиеся в 70-х эпосы «Олонхо» и «Джангар», зато куда-то снова исчез
Василий Белов). Список книг по программе писали, как вижу, переводчики с
виагрой, забывшие, что детям в их возрасте виагра еще не нужна. Они
вполне все могут сами».
Комментариев нет:
Отправить комментарий